
На Кузбассе обсуждают варианты кооперации аграриев с пчеловодами
В Кемеровской области с подачи аграриев предлагают создать площадки для изоляции пчел на период обработки полей агрохимикатами. Риски массовой гибели медоносных насекомых в Сибири снова велики — из-за неблагоприятных погодных условий, которые чреваты размножением вредителей растений, сообщает Российская Газета.
Весь прошлый сезон пасечникам приходилось спасать пчел от потравы — фермеры, чтобы не потерять урожай, заливали поля химикатами и пестицидами, используя в том числе и средства высокого класса опасности. В итоге регион не досчитался сотен пчелиных семей. Чтобы этого избежать, руководство Кузбасского регионального отделения Союза пчеловодов России предлагает принять ряд мер и ужесточить административную ответственность для сельхозтоваропроизводителей, нарушающих установленные правила.
По словам пчеловодов, за последние несколько лет им удалось настроить взаимодействие с органами власти, Россельхознадзором и ветеринарной службой (в частности, пестициды и агрохимикаты теперь не применяются бесконтрольно). Но есть проблемы требующие решения. Земледелие в регионе активно развивается, инвесторы расширяют площади пахотных земель. В частности, урожай рапса в Сибирском федеральном округе в 2024 году из-за на рекордного сева боле чем на 170 тыс. га, вырос на 18,1%. Культура зацветает в начале июня и привлекает к себе массу пчел, которые собирают нектар и пыльцу на протяжении всего дня. Рапсовые насаждения способствуют раннему развитию семей и наращивают их силы к главному медосбору. Медопродуктивность рапса — 50 кг с 1 га.
«Как правило, в середине июня, когда начинаются химобработки рапсовых полей, мы с пчелами кочуем за триста километров — на юг области, где я арендовал участок в лесу», — говорит пчеловод Евгений Урлаткин. — Но в прошлом году из-за дождей проехать туда я не смог даже на вездеходе. К счастью, все обошлось, пчелы живы. Но повезет ли нам снова? Дело в том, что по новым ветеринарным правилам аграрии должны сообщать об обработках всего за сутки. Выехать не успеешь. Потому мы предлагаем создать в Кемеровском округе специальную площадку, чтобы можно было пережить опасный период.
Когда-то посевные площади в регионе достигали 1,8 млн га, — уточнил зампредседателя правительства Кемеровской области — министр сельского хозяйства Андрей Ариткулов. — Предстоит освоить, вернуть в сельскохозяйственный оборот минимум 300-350 тыс. га. Так что с предложением насчет площадок для передержки пчел власти согласны. Пчеловодство — важное для области направление. Это не только производство полезной продукции высокого качества, занятость населения, но и самое непосредственное участие в выполнении продовольственной программы. Ведь опыление пчелами посевов способствует росту урожайности сельскохозяйственных культур.
Есть и удачные примеры сотрудничества фермеров и пчеловодов в Сибири. Роман Божко напомнил, как один из алтайских пасечников, у которого 1,2 тысячи пчелосемей, не убегает летом во время цветения рапса и гречихи в тайгу, а вывозит ульи на поля. Результаты кооперации впечатляют: рекордная урожайность — 28 ц/га без освоения дополнительных земель и более ста тонн отличного меда за сезон. Об этом, считают пчеловоды, тоже нужно как можно больше и чаще рассказывать кузбасским аграриям. Хотя они уже и сами потихоньку обзаводятся пасеками.
Так или иначе, но представители пчеловодной отрасли предложили руководству областного Минсельхоза подсчитать экономический эффект от опыления полей и запустить в регионе пилотную программу. Министр согласился, что такой эксперимент провести можно. Пчеловод летом ставит пасеку рядом с полем, а фермер правильно использует безопасные средства обработки посевов, и, если к осени будет положительный эффект, такую практику продолжают.



