12.08.2020

Масложировой рынок РФ скользит в поисках равновесия

Дискуссия между производителями масличных культур, прежде всего подсолнечника, и их переработчиками, которая, как по маслу, идет в РФ уже не первый год, обрела новый накал.

Если ранее представители маслодобывающей отрасли ратовали за повышение экспортной пошлины на подсолнечник с тем, чтобы обеспечить отрасль сырьем, то теперь они просят власти вообще запретить его поставки за рубеж. Тем более что опыт такой есть — в рамках антикоронавирусных мер экспорт подсолнечника из ЕАЭС был запрещен с 12 апреля по 30 июня.

В то же время сельхозпроизводители предупреждают, что ограничение экспорта подсолнечника и других масличных культур может обернуться против самих же переработчиков: в условиях запрета посевные площади могут сократиться и перерабатывающая отрасль останется без сырья. Так что вопрос о возможном равновесии пока весьма скользкий.

ШЛАГБАУМ НА ЗАМОК

Масложировой союз России предлагает ввести ограничения на экспорт подсолнечника и рапса, чтобы не допустить массового вывоза сырья, последствием которого станет серьезная недозагрузка перерабатывающих мощностей в РФ.

Так, союз предлагает с 1 сентября бессрочно продлить разрешительный порядок экспорта семян подсолнечника (действует в ЕАЭС с 1 июля по 31 августа), а также ввести бессрочный разрешительный порядок экспорта рапса. Он также просит ввести с 1 сентября сроком на четыре года специальную защитную меру по этим культурам в рамках приложения N 8 к договору о ЕАЭС (предусматривает ограничение поставок, в том числе с помощью квоты).

Эти предложения исполнительный директор Масложирового союза Михаил Мальцев изложил в письме на имя вице-премьера РФ Виктории Абрамченко («Интерфакс» ознакомился с копией документа).

На фоне принятых в рамках ЕАЭС ограничений официальный экспорт подсолнечника из РФ в сезоне 2019-2020 годов составил 1,25 млн тонн против 2 млн, прогнозируемых Масложировым союзом, отмечается в письме. Кроме того, около 0,6 млн тонн подсолнечника «в серую» было вывезено в Казахстан. Общий экспорт подсолнечника составит 1,8 млн тонн, или 12% от объема производства, оценил союз.

Экспорт рапса оценивается в 0,5 млн тонн, что составляет 24% от объема производства.

Такой объем экспорта «оказался критичным для отрасли и привел, несмотря на рекордный урожай, к остановке экспортоориентированных маслодобывающих предприятий уже в июле текущего года, что негативно сказалось на реализации экспортного потенциала подсолнечного и рапсового масел», считают в Масложировом союзе.

В новом сельскохозяйственном году, по прогнозу союза, экспорт этих культур из РФ может существенно превысить показатели прошлого сезона и за сентябрь-январь составить 2,5 млн тонн (в том числе до 1,25 млн тонн — «серый» экспорт в Казахстан). Общий экспорт подсолнечника за сезон 2020-2021 гг., по оценке союза, может достичь 3 млн тонн, а экспорт рапса — 0,75 млн тонн.

Это означает, что даже при сопоставимом с 2019 годом урожае подсолнечника экспорт составит почти 20% от объема производства, что приведет к существенной недозагрузке перерабатывающих мощностей внутри страны и остановке экспортоориентированных маслодобывающих предприятий уже в мае 2021 года, считает Масложировой союз. «В случае с рапсом ситуация складывается еще более критичная, так как площади посевов в 2020 году в связи с засухой в период посевной кампании снизились по сравнению с 2019 годом более чем на 10%. В результате доля экспорта рапса может составить до 40% от прогнозируемого объема производства», — предупреждает Мальцев в письме.

Если не предотвратить «массовый вывоз масличного сырья», перерабатывающие предприятия столкнутся с серьезной недозагрузкой мощностей.

Последствиями также станут ухудшение экономики переработки, недовыполнение показателей федерального проекта «Экспорт продукции АПК» по масложировой продукции, снижение налоговых отчислений в бюджеты всех уровней и снижение доходов работников маслодобывающих предприятий, перечислил глава союза.

«Как показала практика, введение ограничений на экспорт масличного сырья приводит к повышению спроса на продукты его переработки. В итоге цены на продукты переработки повышаются, и переработчики не только частично улучшают свою экономику, но, ввиду большой конкуренции на внутреннем рынке сырья, большую часть премии направляют производителям. В результате выигрывают и производители, и переработчики. Очень наглядно такой эффект можно наблюдать на примере цены на подсолнечник, которая после введения ограничений на экспорт подсолнечника взлетела до исторических максимумов и достигла 30 тыс. рублей за тонну», — говорится в письме.

Кроме того, «ни о каком снижении посевных площадей в условиях введения защитных мер речи быть не может», сказал Мальцев «Интерфаксу». Так, с момента введения 20% пошлины на экспорт масличных культур (в период с 2001 по 2016 год) производство подсолнечника выросло более чем в 4 раза, рапса и сои — почти в 9 раз. Согласно планам посевной кампании прошлого года, подсолнечником должно было быть засеяно 7,8 млн га, а по факту площадь посевов составила 8,3 млн га. «Сложившаяся практика показывает, что посевные площади стабильно превышают прогноз на 300-500 тыс. га. В этом году снова перевыполнен прогнозный план, и мы ожидаем новый рекорд по посевным площадям, занятым подсолнечником. Подсолнечник — очень рентабельная культура, поэтому многие сельхозпроизводители, наоборот, стремятся наращивать ее объем в структуре своих посевных площадей», — добавил глава Масложирового союза.

В ЧУЖОЙ КАРМАН

Между тем, производители подсолнечника рассчитывают на то, что предложение Масложирового союза не будет поддержано, поскольку оно может монополизировать рынок сбыта подсолнечника и лишить их возможности заниматься производством этой рентабельной культуры. Итогом этого противостояния может быть то, что из-за сокращения площадей перерабатывающая отрасль вообще лишится сырья.

Как заявил «Интерфаксу» учредитель МТС «Агросервис» (Воронежская область, занимается растениеводством) Антон Пермяков, все последние предложения по ограничению экспорт подсолнечника — это «беспардонная попытка залезть в чужой карман, достать оттуда деньги и положить в свой». Пермяков считает, что предложение об ограничении экспорта «не должно пройти». «Государство выделяет средства растениеводам для того, чтобы они поддерживали рентабельность, создавали новые производства, улучшали техническую оснащенность, а авторы запретов решили, что они должны этим воспользоваться. Нельзя допустить того, чтобы государственные деньги ушли в карман тех, кому они не предназначены», — подчеркнул он.

По его словам, производители семечки и так находятся в неравных экономических условиях с масложировой отраслью, поскольку экспорт подсолнечника ограничен пошлиной в 6%, хотя ни экспорт шрота, ни экспорт подсолнечного масла не ограничен ничем. К тому же в настоящее время действует так называемый разрешительный режим экспорта подсолнечника, который по сути является тем же запретом, который действовал из-за коронавируса.

«Последствия запрета очевидны — цены на подсолнечник, которые и так всегда были невысокими, еще упадут, рентабельность производства снизится. Так что вряд ли стоит рассчитывать на расширение площадей в таких условиях», — сказал он, приведя в пример Украину, где цена подсолнечника при прочих равных с РФ условиях всегда была выше и в настоящее время находится на уровне 30 рублей за кг.

Разницу в цене с Украиной отмечали и сельхозпроизводители Саратовской области (один из крупных производителей подсолнечника в РФ). В ноябре, по их данным, закупочные цены на подсолнечник составляли 15 тыс. рублей за тонну (без НДС), тогда как на Украине они были 25-26 тыс. рублей.

ГРУЗ ОШИБОК

Как считает вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут, новая инициатива по ограничению экспорта подсолнечника направлена исключительно на защиту интересов маслодобывающих предприятий. «Они не сумели со времени вступления России в ВТО научиться эффективно работать в условиях более открытого рынка и пытаются по существу монополизировать возможности сельхозпроизводителей по сбыту своей продукции», — сказал он.

По его словам, последствия этой инициативы очевидны. «Сельхозпроизводители утратят интерес и стимулы к расширению посевных площадей под подсолнечником, в результате получим стагнацию производства. Соответственно, это будет вести и к стагнации производства растительных масел. Получается, что переработчики добиваются формирования нехватки сырья для своего производства», — заявил он, добавив, что это ставит под вопрос и выполнение экспортных планов отрасли по маслу.

По сути, сокращение посевных площадей уже началось. По данным Росстата, в этом году посевы под подсолнечником уменьшились на 25 тыс. га.

Корбут не исключил, что инициатива по запрету экспорта может быть дополнена другой — предложением о субсидировании производства семян подсолнечника, «чтобы хотя бы как-то сохранить возможности производства». «В результате избыточные расходы вырастут. Как показывает практика последних лет, увеличение субсидий не прямо пропорционально росту производства», — сказал он.

По его словам, необходимо также учитывать, что в этой ситуации страны-импортеры будут предпринимать меры по расширению собственного производства подсолнечника, снижая спрос в том числе и на масло на мировом рынке. «Кроме того, работать импортеры предпочитают с теми, кто ведет ясную и прозрачную политику. А в данном случае, если предложения Масложирового союза «пройдут», такой политики не будет и импортеры предпочтут работать с теми, кто является нашими конкурентами, в первую очередь, с Украиной. Такой сигнал мы уже получили, когда был введен запрет из-за коронавируса. И велика вероятность, что он повторится», — сказал Корбут.

«По существу мы имеем ситуацию, когда одна ошибка, допущенная федеральными органами исполнительной власти в части ограничения экспорта семян подсолнечника, будет вести уже к новым ошибкам, накопленный груз будет негативно сказываться на перспективах развития сельского хозяйства», — подчеркнул он.

Источник: Milknews

 

Поделиться