07.09.2021

История успеха компании «VolkoMolko», – Александра Левкова

Производство продуктов питания на растительной основе – относительно новое, но стремительно растущее направление на российском рынке. Спрос на продукцию увеличивается с каждым годом – потребитель все чаще делает выбор в пользу здорового питания не животного происхождения. Если лет 15 назад компаний, которые выбрали такой инновационный путь развития, было немного, то сейчас их несколько десятков. Одна из них — «VolkoMolko», которая на рынке уже 8 лет, и смогла выстроить эффективный и коммерчески успешный бизнес. О том, как компания начинала свой путь, что вдохновило ее основателей начать работу именно в производстве продукции на растительной основе, кто основной потребитель и что нас ждет в будущем — в интервью с ее генеральным директором Александрой Левковой.

— Александра, прежде всего, расскажите, пожалуйста, чем занимается ваша компания?

— Компания «VolkoMolko» производит растительные продукты для людей, которые по тем или иным причинам отказались от продуктов животного происхождения. Мы производим растительное молоко, растительные напитки, аналоги сыра (продукты, которые очень похожи на него по своим характеристикам). Мы делаем растительную соевую сгущенку и закуски, такие как хумус и паштеты из семечек.

Вашей компании 8 лет. Что вас мотивировало в 2013 году организовать собственное дело, тем более в такой сфере, которая на тот момент большинству была, скорее всего, неведома?

— В 2012 году я прочитала книгу «Китайское исследование» Колина Кэмпбелла и после этого стала веганкой. Я выяснила, что мясные продукты влияют на меня не очень хорошо и приняла решение отказаться от них. Я начала экспериментировать, использовать все продукты, которые были дома, создавала для себя новый рацион. Ела картошку с салатом,  гречку, рис, смузи, обычные растительные продукты.

Однажды мне этого стало мало, захотелось расширить меню, но найти что-то по вкусу оказалось очень непросто. У нас в первые годы в описании компании стояла фраза «мы призвали себя расширить ассортимент растительноядных», потому что увидели, что продуктов не рынке не так много.

Начинали мы вместе с подругой – пробовали готовить что-то свое. Сначала это было растительное молоко, потом сыр, потом мы сделали печенье из жмыха молока. Все на чистом энтузиазме.

Потом появились первые покупатели – люди приезжали к подъезду, чтобы приобрести нашу продукцию. Тогда я поняла, что это направление может быть популярным. Затем заработало «сарафанное радио» — к нам стали обращаться из Перми, Челябинска, Екатеринбурга, и даже приезжали покупатели из Санкт-Петербурга. Нам писали, спрашивали, когда наша продукция появится в их городах.

После этого мы решили двигаться вперед. Один московский магазин помог оформить нам декларацию, мы привлекли собственные деньги, открыли производство и начали уже развивать все на коммерческой основе. Сейчас наша компания успешна, мы нашли свою нишу, наша продукция пользуется спросом.

Мы продолжаем экспериментировать, с чистым сердцем и открытой душой разрабатываем новые продукты, расширяем ассортимент, реагируем на отзывы наших покупателей, улучшаем продукты и, собственно, стараемся делать мир лучше.

— Для создания растительного мяса и молока как альтернативы классическому мясу и молоку требуются высокие технологии. Скажите, как вы преодолели этот вызов? Закупили технологии заграницей или использовали традиционные для нашей страны решения?

— Когда мы начинали свой бизнес, то не понимали, как это все делается. Мы искали информацию в интернете, читали зарубежные сайты, лайфхаки о том, как приготовить такие продукты в домашних условиях. Хоть технология приготовления продуктов на растительной основе отличается от традиционных блюд, все равно мы нашли много понятных и доступных рецептов. Ехать за рубеж для изучения технологий не нужно, у нас все есть.

Мне довелось даже поучаствовать на Первом канале в программе «Здоровье» Елены Малышевой. Мы приготовили миндальное молоко. Замочили миндаль, перемололи в блендере, добавили вкусовые ингредиенты – и готово. Технология отличается от производства традиционных продуктов, но воплотить это все даже в домашних условиях очень реально.

Если в производстве растительного молока нам было все понятно изначально, то о сыре так не скажешь. Это метод проб и ошибок, «метод тыка». Мы прошли собственный путь, и теперь у нас есть реально работающая технология. Она такая же, как за рубежом, и ее используют и другие российские производители сыра. Сегодня все можно найти в интернете.

Если говорить о производителях растительного мяса и колбасы, но их было много и в 2013 году. Однако с ростом популярности этой категории продукции и производителей становится больше, которые хотят поделиться своими знаниями, навыками, воплотить это все и сделать хороший качественный продукт.

—  Насколько продукты на растительной основе безопасны? Достаточно ли в них необходимых для организма человека  микроэлементов?

—  Отличный вопрос, потому что сейчас мы наблюдаем очень большую заинтересованность в этом направлении. Наша компания уже длительное время занимается производством продуктов, но именно сейчас мы видим увеличение интереса к витаминизации. Есть исследования из Европы о том, что продукты, которые раньше позиционировались как веганские, сейчас уже стали ЗОЖ и FoodTech продукцией. Дело в том, что они не были обогащены различными микроэлементами и витаминами. И те поколения, которые выросли на таких продуктах, уже имеют проблемы со здоровьем — с зубами и костями. Поэтому сейчас со стороны наших покупателей и потребителей поступает запрос о том, как мы обогащаем наши продукты, что мы делаем для того, чтобы они были более полезными и здоровыми, как избежать негативного воздействия на организм, если человек потребляет сыр с кокосовым маслом и крахмалом. Поэтому сейчас многие производители, включая нас, начинают обогащать продукты витаминами и микроэлементами. И нам приятно, что появляющиеся сегодня на рынке компании сразу запускают продукты с содержанием необходимого состава компонентов.

— Фактически все мы стремимся к персонализированному питанию. Возможно ли, что растительные продукты как раз войдут в эту категорию?

— На мой взгляд, персонализированное питание – это узкое направление, направленное на отдельно взятого потребителя.  Но в будущем это может стать массовым трендом, независимо от того, растительные это продукты или нет. Пандемия COVID-19 дала нам ясно понять, что вирус по-разному влияет на тот или иной организм – кто-то легко переносит, без последствий, а у кого-то обостряются хронические заболевания.

Мне кажется, что с питанием такая же ситуация. Я часто говорю о том, что я за осознанный выбор питания, за осознанное потребление любой продукции. Поэтому здорово, что мы созрели, что каждый человек это понимает и у него появляется индивидуальный запрос. Рынок действительно идёт в эту сторону. Это будет массовое явление.

— Вы упомянули FoodTech продукцию. Расскажите, что это такое в вашем понимании?  Входит ли туда продукция на растительной основе?

FoodTech, на мой взгляд — новый термин, который сейчас достаточно популярен, и его используют многие участники отрасли. Мы на рынке давно, но никогда себя не относили к этой категории, хотя теперь понимаем, что входим в нее. На мой взгляд, это термин, который отражает альтернативную продукцию, скажем так, не классическую. Это продукты, для которых необходима новая технология или рецептура. Продукция на растительной основе тоже входит в эту категорию. Интересно, что будет в будущем, ведь появится еще больше продукции, рынок будет развиваться и раскрываться для нас новыми гранями.

— Можно ли назвать продукцию на растительной основе «едой будущего»? Как вам кажется, что будут есть наши внуки, правнуки и вообще будущие поколения?

— Так или иначе, я нахожусь в окружении людей, которые отказались от продуктов животного происхождения и предпочитают питание на растительной основе. С каждым годом растет количество веганов, ЗОЖников, постящихся граждан. Есть люди с непереносимостью лактозы. Доля потребления нашей продукции растет, население начинает  внимательнее относиться к рациону своего питания и чаще отказывается от продуктов животного происхождения. Поэтому с учетом экологической ситуации в мире, а также информированности общества о пользе и вреде тех или иных продуктов, доля продукции на растительной основе будет расти. То есть растительная пища — это будущая еда мира, на мой взгляд.

— Вы являетесь учредителем Союза производителей продукции на растительной основе. Какова его миссия? Что он должен сделать для производителей?

— За все время работы я столкнулась с огромным количеством препятствий на уровне законов, на уровне, скажем, каких-то экономических схем, которые мешали нам делать своё дело. Я рада, что сейчас направление FoodTech в самом широком его смысле очень популярно, и на него направлено много внимания. Теперь мы, наконец-то, сможем произвести изменения на уровне государства, на уровне экономики. Это позволит нашей продукции стать более популярной, массовой, качественной и настоящей.

Похожие статьи по теме:

 

Поделиться