06.08.2020

Михаил Мальцев: любое регулирование рынка выгодно, если позволяет развиваться и российским аграриям, и масложировой отрасли

Действующие в настоящее время ограничительные меры по экспорту подсолнечника из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС)  продолжают активно обсуждаться в российском аграрном сообществе. Решение, принятое  Коллегией Евразийской экономической комиссии весной текущего года о запрете экспорта маслосемян с 1 апреля по 30 июня, было продиктовано соображениями продовольственной безопасности, стремлением обеспечить внутренний рынок семенами подсолнечника до сбора нового урожая «семечки». Как поведет себя рынок после отмены ограничений? Почему запретительные меры выгодны не только переработчикам, но и аграриям? Каких изменений ожидать сельхозтоваропроизводителям и переработчикам в случае повышения вывозной пошлины на подсолнечник в 2021 году? Об этом – в беседе корреспондента ААС с исполнительным директором Масложирового союза России Михаилом Мальцевым

 

– К решению о запрете экспорта подсолнечника в текущем году многие аграрии отнеслись негативно, посчитав, что эта мера выгодна только перерабатывающим предприятиям. Как вы считаете, запрет экспорта маслосемян был правильным решением? Насколько удалось соблюсти баланс интересов всех участников масложирового рынка – и аграриев, и переработчиков?

– Мы уже не раз говорили о том, что запрет экспорта семян подсолнечника было верным, хоть и несколько запоздавшим решением. С начала сезона и до введения запрета из России было вывезено порядка 1,25 млн тонн семян, еще около 600 тыс. тонн «всерую» было вывезено в Республику Казахстан.  Объем экспорта подсолнечника в прошлом сезоне превысил среднегодовые значения в несколько раз, что поставило под угрозу выполнение показателей по экспорту переработанной продукции и растительных масел и привело к недозагрузке производственных мощностей по переработке масличных культур. В результате введения запрета на экспорт «семечки» мировые цены на подсолнечное масло выросли. Это повлекло за собой высокую конкуренцию среди российских переработчиков за сырье и простимулировало поддержание высоких закупочных цен на подсолнечник внутри страны. В итоге в конце сезона 2019/2020 цены на семена подсолнечника побили исторический рекорд, сложившись на уровне выше 28 000 рублей за тонну.

 

– В прессе много комментариев по поводу того, что еще весной, узнав о запрете экспорта, многие хозяйства пересмотрели структуру севооборота, сократили посевы подсолнечника. Называются разные цифры сокращенной площади (от 280 тыс. га и выше). Вы, наверное, также провели свой анализ.  Сокращение площадей действительно значительное?

Подсолнечник – очень рентабельная культура, поэтому многие сельхозпроизводители стремятся наращивать ее объем в структуре своих посевных площадей. Все заявления по поводу снижения площадей под подсолнечником не имеют ничего общего с реальностью и являются чистым популизмом отдельных экспертов. Так, согласно планам посевной кампании прошлого года, подсолнечником должно было быть засеяно 7,8 млн га, а по факту площадь составила 8,3 млн га. Сложившаяся практика показывает, что посевные площади стабильно превышают прогноз на 300-500 тыс. га. В этом году снова перевыполнен прогнозный план, и мы ожидаем новый рекорд по посевным площадям, занятым подсолнечником.

 

– Следующим этапом ограничений может стать введение с февраля 2021 г. пошлины на экспорт подсолнечника. Насколько оправданной, по вашему мнению, является эта мера? Она поможет более справедливо отрегулировать рынок в нынешних условиях?

В условиях, когда наши основные страны-конкуренты стимулируют импорт сырья и сдерживают импорт готовой продукции, мы для защиты внутреннего рынка вынуждены принимать зеркальные действия, используя меры таможенно-тарифного регулирования. Смысл пошлины на экспорт сырья заключается в том, чтобы поддержать внутренний рынок переработки и получить максимальную экспортную выручку, поставляя за рубеж продукцию верхнего передела. Таким образом, мы стимулируем экспортный спрос на переработанный продукт, и за счет конкуренции обеспечиваем достойную цену на сырье внутри страны. В период с 2001 по 2016 гг. (после увеличения вывозной пошлины на семена масличных культур до 20 %) производство подсолнечника выросло более чем в 4 раза, рапса и сои – почти в 9 раз. За это время на территории России сформировалась конкурентоспособная масложировая отрасль, отвечающая   требованиям продовольственной безопасности страны. За этот же период заметно снизился экспорт семян масличных культур, была обеспечена загрузка отечественных мощностей по их переработке.В 2012 году Россия при присоединении к ВТО взяла на себя обязательства по постепенному снижению вывозных таможенных пошлин на семена подсолнечника и рапса с 20 % до 6,5 %. Когда в 2016 году пошлина была снижена до нижней границы, возник диспаритет цен: экспорт семян масличных стал выгоднее, чем экспорт продуктов переработки в пересчете на тонну семян. Повышение пошлины – это просто необходимая мера, позволяющая выровнять условия ведения экономической деятельности для производителей и переработчиков масличных культур.

 

–  Возможны ли для российского рынка подсолнечника более простые правила регулирования? Скажем, закрепить решением правительства базовый показатель по объему урожая, и если он выполнен, то в течение всего сезона не будет никаких ограничений? Если собрали меньше, готовься к ограничениям.

На наш взгляд, роль регуляторов заключается в том, чтобы с помощью рыночных механизмов создать равные условия ведения деятельности для производителей и переработчиков. Нас устроят любые правила регулирования – пошлина, ограничения, запрет, квотирование – не важно, главное, чтобы эти меры позволили развиваться и отечественной масложировой отрасли, и сельхозтоваропроизводителям.

 

– Как вы прогнозируете развитие ситуации на рынке после 31 августа до конца текущего года? Изменится ли как-то принципиально политика закупок предприятий-переработчиков?

 Цены на масличные на старте продаж нового урожая будут выше, чем годом ранее с учетом рекордных цен, которые были в конце сезона-2019/20. Традиционно, они несколько снизятся, однако спада до уровня уборочной кампании 2019 года не ожидаем. Поэтому считаем, что сельхозпроизводителям не стоит ждать лучших времен, придерживая урожай.

 

– Вы отмечаете снижение спроса на подсолнечное масло на внешних рынках? В какой мере это влияет на внутренние цены, на ценовую политику компаний, производящих подсолнечное масло?

 На внешних рынках спрос на подсолнечное масло остается стабильно высоким и не имеет тенденции к снижению. Суммарный объем экспорта российского подсолнечного масла с января по июль текущего года составил более 2 млн тонн, что на 25 % выше, чем за аналогичный период прошлого года. Крупнейшими импортерами стали КНР, Турция и Индия.

 

– Какие основные факторы в текущем аграрном сезоне (01.07.2020-01.07.2021 гг.), на ваш взгляд, будут определять приемлемую доходность российских предприятий, производящих подсолнечное масло? Необходимы ли дополнительные меры для того, чтобы предприятия масложирового сегмента работали с полной загрузкой?

К таким факторам можно отнести сдерживание массового вывоза масличного сырья, реальный объем нового урожая подсолнечника, а также создание справедливых условий на рынке для производителей и переработчиков. При этом отмечу, что перерабатывающие мощности даже в случае повторения рекордного урожая не будут полностью загружены, что является гарантией сохранения высокой конкурентности за сырье и соответственно, достойной для производителей закупочной цены на «семечку».

Источник: Newsapk

 

Поделиться